Структура рынка российской анимации и работа отечественных правообладателей существенно меняется на фоне происходящих событий. О том, чем на это отвечает знаменитый «Союзмультфильм», рассказала Юлия Голова, руководитель лицензионного отдела киностудии.
Юлия, какие главные для российской анимации и лицензионной индустрии события определяли развитие отрасли в первой половине 2022 года?
Безусловно, для российской анимации такими событиями стали уход с нашего рынка иностранных производителей, а также изменение вектора международного сотрудничества: теперь мы рассматриваем для стратегического партнерства арабские, азиатские страны и Латинскую Америку. При этом нужно отметить, что интерес со стороны европейских государств и США также сохраняется: во всем мире много поклонников отечественной анимации, процесс взаимообмена не удастся остановить жесткими административными методами.
В части именно лицензионной индустрии никаких резких перемен не произошло, но они неизбежны, поскольку зарубежные производители контента занимали на нашем рынке значимое место. Товары с их популярными брендами пока еще присутствуют на полках магазинов, однако сейчас распродаются уже остатки тиражей.
В такой ситуации у отечественных правообладателей есть хорошая возможность занять освободившиеся ниши, однако для этого нам нужно буквально вырасти над собой, научиться работать по мировым стандартам. А это значит заранее планировать выход контента, выделять бюджет на его продвижение и рекламу лицензионных товаров, выстраивать маркетинговые планы, оказывать помощь лицензиатам в работе с сетями.
Для нас это большой вызов, который требует масштабной перенастройки. Но шансы на успех, безусловно, есть, поскольку отечественная индустрия существенно выросла в последние годы. Такого числа анимационных релизов, как в этом году, не было за всю ее историю! Количество анимационных студий в стране увеличилось за последние годы в три раза, а число брендов – в десятки раз. Теперь нам предстоит выйти на качественно новый уровень.
Что изменилось в работе «Союзмультфильма» за этот период? Какие новые проекты были представлены партнерам компании и юным зрителям?
«Союзмультфильм» функционирует в прежнем режиме: все наши проекты находятся в работе, весь штат сотрудников остался на местах, никакого оттока кадров не наблюдается. Более того, в этом году случилось очень важное для нас событие: киностудия впервые в своей новой истории представила полнометражный фильм для массового зрителя – «Суворов: Великое путешествие». Мы рискнули и предложили аудитории очень необычный с жанровой точки зрения проект, который соединил в себе и исторический контекст, и приключения, и юмор.
|
|
Причем это не последняя кинотеатральная премьера в этом году: сейчас готовится к старту очередная захватывающая история – «Чинк: Хвостатый детектив». Даже из названия становится ясно, что это также представитель не совсем обычного жанра: главными героями ленты станут мудрая сова Софи и ее помощник, юркий бельчонок Чинк, которые напоминают классическую парочку Холмса и Ватсона. Да, это будет расследование, самый настоящий детский детектив! Интересно также, что фильм создан с применением игрового движка, что позволило закончить производство в короткий срок, не потеряв при этом в качестве. Этот необычный проект будет сопровождать всесторонняя маркетинговая и PR-поддержка, а дистрибьютором выступит кинокомпания «Централ Партнершип».
|
|
|
Кроме того, вместе с нашими партнерами – студией Yellow Black&White, телеканалами ВГТРК, СТС и платформой START – 1 января 2023 года мы представим художественный фильм «Чебурашка», который претендует на то, чтобы стать главным новогодним хитом. Это будет игровое кино с такими знаменитыми актерами, как Сергей Гармаш и Елена Яковлева. Мы увидим уникальный мир, в котором легендарный ушастый зверек появится с помощью технологии CGI. Перед зрителем развернется абсолютно новый сюжет, отличный от литературной основы Эдуарда Успенского. Любимый миллионами персонаж переживет своего рода реинкарнацию, появившись в добром комедийном фильме для всей семьи. И я уверена, что это будет действительно триумфальное возвращение, которое даст персонажу новый виток популярности. Под фильм подготовлена отдельная лицензионная программа, уже заключено порядка тридцати контрактов.
Как видите, студия постоянно развивается технологически и жанрово, осваивает новые форматы и открыта к партнерству.
Готовы ли лицензиаты, раньше работавшие с иностранными правообладателями, переключаться на российские лицензии?
Конечно, есть бренды, которые много лет сотрудничали с зарубежными анимационными франшизами, однако нельзя сказать, что невозможно перенастроить их работу, найти аналоги или новые варианты решений. Да, пока что лицензиаты не бросились массово заключать контракты с российскими правообладателями, должно пройти время. Они не торопятся, считают, анализируют и отдают предпочтение тем компаниям, которые могут дать весь спектр услуг, необходимых для качественной работы. Однако крупные торговые сети всё чаще интересуются российскими анимационными брендами для проведения акций лояльности, приуроченных к различным праздникам.
У «Союзмультфильма» есть что предложить потенциальным партнерам: студия обладает большим портфелем разноформатных проектов для разных аудиторных групп – всего их более 15.
|
|
|
За что российские зрители и покупатели любят отечественную анимацию и ее лицензионных персонажей? Чем аудиторию привлекают проекты «Союзмультфильма»?
Прежде всего, это доверие зарабатывалось десятилетиями. Наши картины традиционно ассоциируются с вечными ценностями: дружба, любовь, семья, творчество, взаимовыручка и др. Именно об этом говорили наши мультфильмы десятилетия назад, об этом же они говорят и сейчас. Мы очень внимательно относимся к тому, чтобы держать планку, и зачастую обращаемся за консультациями к психологам и специалистам по медиа. К этому обязывает и четкое ранжирование мультсериалов по возрастам: с каждой аудиторией нужно уметь говорить на ее языке. А это включает в себя и цвет, и темпоритм, и сложность сюжета.
Какие персонажи студии сегодня наиболее востребованы на лицензионном рынке?
В лидерах как персонажи «золотой коллекции» с практически безусловной, 70-процентной узнаваемостью, так и герои наших относительно новых франшиз «Оранжевая корова», «Зебра в клеточку», «Простоквашино», старт которых состоялся три-четыре года назад.
«Простоквашино» в целом за последний год существенно прибавило в зрительской любви: на данный момент у всех серий мультсериала уже свыше миллиарда просмотров на платформе YouTube – это очень впечатляющий результат.
|
|
|
Как расширяется список партнеров «Союзмультфильма», выпускающих детскую лицензионную продукцию? Какие новые виды товаров для детей были выпущены лицензиатами «Союзмультфильма» в этом году?
В целом за последние пять лет киностудия заключила порядка 250 лицензионных соглашений, и на сегодняшний момент бренды «Союзмультфильма» представлены в 50 товарных категориях. Ежегодно список наших новых лицензионных партнеров пополняется крупными компаниями с широкой географией присутствия и высоким качеством товаров и услуг. Например, в прошлом году партнерами киностудии стали такие гиганты, как торговая сеть «Магнит», ГК «Черноголовка», комбинат «Очаково». Сотрудничество включало в себя создание линеек детского питания и напитков, а также проведение совместно с сетью «Магнит» акции лояльности федерального масштаба. Сейчас похожая акция проводится с супермаркетами «Перекресток»: посетители собирают наклейки и получают возможность приобрести с существенной скидкой игрушки в виде героев «Союзмультфильма». Проект оказался так популярен, что приходится заказывать повторные партии игрушек, домино, пазлов и настольных игр! Мы внимательно следим за этим процессом, за потребительским поведением и эмоциями, которые также говорят о высокой лояльности к нашим брендам.
Ну а если вернуться к детским товарам, то здесь мы поработали еще в нескольких категориях: посуда, мебель, одежда, игрушки. Даже выпустили туалетную воду с ароматами, навеянными мультфильмами «золотой коллекции», – этот парфюм подойдет как детям, так и их родителям.
|
|
|
|
|
Каким критериям должна соответствовать компания, чтобы стать лицензиатом киностудии?
В первую очередь мы нацелены на сотрудничество с ключевыми игроками в каждой категории. Но также готовы взаимодействовать и с небольшими компаниями, если они производят качественный и уникальный продукт. Сейчас мы фокусируемся на FMCG-категориях – товарах повседневного спроса: это молоко и молочные продукты, мясные полуфабрикаты, средства гигиены, косметика и др. Кроме того, продолжаем работу с крупными сетевыми производителями одежды сегмента масс-маркет – в сентябре выйдет одна из таких эксклюзивных коллекций.
Какие новые премьеры и лицензионные проекты «Союзмультфильм» планирует представить рынку в этом году?
Про полнометражные релизы я уже рассказала, теперь остановлюсь на сериальных проектах. До конца 2022 года планируется старт двух новых мультсериалов, вдохновленных классикой отечественной анимации. Это «Мартышкины» по мотивам популярных в советское время приключений семьи обезьянок и «Умка» об удивительной дружбе медвежонка и мальчика Тайкэ в Арктике. Оба сериала рассчитаны на дошкольную детскую аудиторию. И если первый будет выполнен в футуристическом стиле и представит городской уклад жизни, то «Умка» откроет зрителю колоритный мир Крайнего Севера с народными сказаниями и яркими персонажами. Кроме того, проект расскажет, как важно бережно относиться к окружающей среде, – эта тема актуальна для всего мира. Мультсериал выйдет только в октябре, однако он уже очень нравится партнерам, которые увидели в нем большой потенциал и заключили целый ряд лицензионных контрактов.
Надо сказать, что на «Союзмультфильме» мы очень трепетно относимся к созданию проектов, так или иначе соприкасающихся с классическим наследием. Студия неоднократно доказывала, что не пытается повторить былой успех известных картин, но, делая знакомые сюжеты интересными и увлекательными для современных детей, хочет сохранить традиции и преемственность. Тем самым создается связь поколений.
|
KIDSOBOZ 2022
скачать PDF
|