Как меняется спрос на школьную форму и объемы продаж этой продукции?
Несмотря на кризисы, дети рождаются, растут и идут в школу, поэтому сегмент школьной формы в какой-то мере устойчив. Изменения всегда связаны в первую очередь с социально-экономическими тенденциями: уровень рождаемости и уровень жизни населения диктует рынку, сколько товара и по какой цене производить. Например, текущие экономические и политические события привели к большему дисбалансу в ценовых категориях и отложенному спросу со стороны потребителей – перед покупкой люди всё чаще анализируют предложения на нескольких торговых площадках, чтобы выбрать ту, где цена ниже, либо ждут распродаж.
С чем связаны главные изменения поведения покупателей школьной формы? Какие критерии выбора школьной формы сейчас выходят на первый план?
Изменения касаются стиля жизни детей и их родителей. Например, сейчас ребенок задействован в гораздо больших активностях, чем даже десять лет назад, поэтому по будням в школьной форме он проводит зачастую целый день до самого вечера – утром идет в школу, а сразу после уроков – в спортивные секции или учреждения дополнительного образования. Ужесточаются ожидания от школьной формы со стороны родителей – она должна быть комфортной в носке и простой в уходе, ведь мамы тоже очень заняты, им важно сохранять силы для общения с детьми, а не тратить время на стирку и глажку. Поэтому сейчас в сырьевой базе увеличивается доля трикотажных полотен и денима, из этих материалов ряд производителей уже отшивает даже модели костюмной группы.
Какие каналы продаж школьной формы являются для производителей и поставщиков этой продукции приоритетными? Где школьники и их родители обычно покупают школьную форму?
Школьная форма, как минимум модели костюмной группы, требует примерки и даже подгонки изделий под конкретного ребенка, поэтому традиционная офлайн-розница всё еще лидирует. А вот для покупки сопутствующего ассортимента и аксессуаров потребитель всё чаще приходит в онлайн – делает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.
В чем заключаются главные особенности розничных продаж школьной формы?
Продажа школьной формы – это всегда продажа комплекта: к юбке и сарафану требуется блузка, к брюкам – рубашка и пиджак или жилет. Поэтому важно предложить потребителю готовый тотал-лук в рамках одного магазина, при этом здесь очень важна грамотная помощь продавца-консультанта, чтобы подобрать комплект, подходящий и по стилевым предпочтениям, и по цене.
По каким критериям детскому магазину, который планирует включить в свой ассортимент школьную форму, следует выбирать поставщика/производителя?
Однозначного ответа, какой производитель самый лучший, конечно, нет. Но всегда стоит обращать внимание на те показатели, с которых мы начали наш разговор. Ведь от качества школьной формы во многом зависит здоровье ребенка. Для этого важно запросить у производителя показатели двух главных параметров ткани, на которые стоит ориентироваться, –воздухопроницаемость и гигроскопичность (способность отводить влагу от тела). Кроме того, производитель должен предоставить сертификат на школьную форму (в физическом или электронном виде).
Как, по Вашим прогнозам, будет развиваться ситуация в сегменте школьной формы в 2023 году?
Сейчас мы зависим от двух факторов: от решения Правительства по вводу единой школьной формы на всей территории страны и от внешней экономической обстановки, влияющей на импорт сырья из других стран. Нынешняя скорость изменений не предполагает прогнозов на долгий срок. Одно остается неизменным: дети будут ходить в школу, а значит, мы будем шить школьную форму, принимая во внимание обстоятельства и стараясь оперативно реагировать на все изменения.