Ну, собственно, этот вопрос и ответ во многом вытекают из предыдущего. Экспортное направление является для нашей компании не ключевым, но важным и развивающимся. По сути, мы единственный русский бренд профессиональных художественных материалов, который широко известен за рубежом: наша продукция экспортировалась в 81 страну. В связи с мировой экономической и политической ситуацией мы прекратили поставки в ряд стран. Есть страны, которые отказались от нашего товара, тогда как в других странах (в том числе не из числа дружественных) потребители готовы покупать нашу продукцию, но возникают проблемы с платежами, с логистикой — или не с самой логистикой, а со значительным увеличением ее стоимости.
По сути, количество стран, в которые осуществляется экспорт, для нас не изменилось, но пришлось скорректировать список стран и объемы поставок.
Какие факторы сейчас наиболее активно влияют на спрос со стороны российских оптовых и розничных покупателей?
На мой взгляд, на спрос всегда влияют одни и те же факторы и критерии: оборачиваемость товара и возможность на нем зарабатывать, отсутствие демпинга и прозрачная ценовая модель. Ну и, конечно, здравый смысл.
Приведу пример: даже при наценке 100% на тубе с РРЦ 100 рублей ваш маржинальный доход ниже, чем при продаже тубы за 200 рублей с наценкой 60%. Продать кратно больше дешевого товара, чтобы заработать в деньгах ту же маржу, вы не сможете, а арендные платежи, налоги и прочее платятся рублями, а не процентами.
Чувствуете ли Вы в сегодняшних условиях рост интереса к продукции отечественного производства?
Да. Это связано также и с тем, что российские товары зачастую не только не уступают по качеству и широте ассортимента европейским аналогам и продукции из Юго-Восточной Азии, но и превосходят их.
Получает ли ЗХК «Невская палитра» какую-либо поддержку со стороны государства?
Мы не участвовали ни в каких программах субсидирования (ни выставочной деятельности, ни НИОКР), хотя являемся для своего региона крупным налогоплательщиком.
Какие государственные программы, на Ваш взгляд, необходимы для поддержки российского производства?
Считаю, что государством должна быть разработана полноценная программа, поддерживающая и защищающая отечественного производителя, обеспечивающая преференции российским товарам перед продукцией, ввозимой из-за рубежа. Ведь именно развитие и поддержка отечественного производства позволяет создавать рабочие места, обеспечивать платежи в бюджет. Да и много чего делают именно производители, а не компании-импортеры. Должна быть выстроена система таможенных пошлин на европейские товары и в первую очередь на товары из Юго-Восточной Азии – система, дающая преимущества российским производителям. Комментировать бондовые склады вообще не хочу.
Кроме того, на мой взгляд, необходимо больше программ в региональных экспортных центрах, способных реально поддерживать предприятия, которые готовы выходить на новые внешние рынки. Также нужна программа поддержки при получении экспортных сертификаций и т. д.
В чем, на Ваш взгляд, заключаются преимущества российских профессиональных художественных материалов?
Не открою никакого секрета, сказав, что отечественная школа живописи — это как русский балет. Он профессионален, уникален и признается во всем мире. Соответственно, создавая свои материалы, мы с самого начала производства ориентировались именно на потребности российских мастеров: мы знаем их запросы, знаем, какие палитры используют художники, какие материалы применяются при обучении в профильных школах и вузах.
Например, в палитрах производителей из Юго-Восточной Азии есть красивые цвета, но наши художники почти не используют эту гамму. Или можно привести пример с натуральными пигментами: в нашем ассортименте присутствует несколько товарных линеек, включающих в себя продукты, при производстве которых используются только натуральные пигменты, в том числе дорогие (кадмии, кобальты). Но если сравнить стоимость нашей продукции и, например, аналогичной европейской, при производстве которой используются только имитации, то окажется, что цены на товары из наших профессиональных серий сопоставимы с ценами, по которым в России продаются студийные европейские краски, не содержащие натуральных пигментов.
Какой сегмент ассортимента — профессиональные художественные материалы или товары для детского творчества — сейчас развивается наиболее активно?
Для нашего предприятия более активно развиваются профессиональные художественные материалы.
Каковы основные планы компании на 2023 год?
В проработке есть несколько прописанных стратегий, в зависимости от геополитической и экономической ситуации. Какую из них мы будем реализовывать, зависит от внешних факторов. Но точно могу сказать, что у нас амбициозные планы по расширению товарных категорий. Это заложено в каждом варианте нашей стратегии.