Случайное KidsФото
1 ЯРКО 489.00
2 Фирма Гамма (Гамма ТД) 339.00
3 Группа компаний «Рики» 337.00
4 Феникс+ 322.00
5 ВЕСНА 315.00
6 Союзмультфильм, Киностудия 302.00
7 BONDIBON \ «Джин» 272.00
8 Хатбер-М 233.00
9 Гранд Экспо 228.00
10 Издательство "Творческий Центр Сфера" 218.00
11 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 217.60
12 Рельеф-Центр 207.00
13 "ФК "ФОРУМ" 198.00
14 BODO 187.00
15 Мельница, лицензионное агентство 179.00
16 Шэвуш (BADA BOOM) 169.00
17 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 154.00
18 РОКСИ (Roxy-Kids) 154.00
19 Профессиональные выставки 154.00
20 Lassie 146.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
401 РУБ
Обучающая настольная
Обучающая настольная
Обучающая настольная
865 РУБ
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
1 895 РУБ
21 сентября 2021

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Без детской коляски сейчас не обходится ни одна семья, в которой есть маленькие дети. На российском рынке представлен широкий ассортимент этой продукции, и родители с легкостью могут выбрать модель, подходящую им и по функционалу, и по цене. О том, как развивается рынок детских колясок, журналу KidsOboz рассказали представители компаний RANT, Reindeer и SweeSlee.

 

Рынок детских колясок: проблемы и возможности
Кирилл Хусеинов, RANT
Рынок детских колясок: проблемы и возможности
Анна Чурилова, REINDEER
Рынок детских колясок: проблемы и возможности
Олег Митин, SWESLEE

Сделано в России?

Сегодня в нашей стране почти не существует производства детских колясок. Российские компании, разрабатывающие собственные модели, как правило, размещают заказы на фабриках в Восточной Европе или в Юго-Восточной Азии. Например, сборка колясок Reindeer происходит в Польше, что, по словам Анны Чуриловой, основателя и руководителя этого бренда, связано в первую очередь с требованиями к качеству продукции.

При этом на рынке присутствуют товары, которые выпускаются именно в нашей стране. Тем не менее основную их часть нельзя назвать полностью отечественными продуктами: существенная доля колясок, продающихся с маркировкой «Сделано в России», собирается из импортных комплектующих. «Коляски в России никто, кроме нас, не производит, — комментирует Олег Митин, генеральный директор компании SweeSlee. — В нашей стране нет не только инфраструктуры для производства, но даже адекватной нормативной базы и возможности провести реальные проверки и испытания продукта. Мы ощутили это на себе. Чтобы организовать производство в России, мы потратили два года и вложили огромные средства».

Однако, говоря о географии производства детских колясок, необходимо учитывать, что страна происхождения сегодня уже не является таким важным критерием качества и надежности, как в начале 2000-х годов. «Границы между иностранной и отечественной продукцией стали размываться, когда российские бренды активно начали производить товары за рубежом, — рассказывает Кирилл Хусеинов, бренд-менеджер группы компаний RANT. — Кого сейчас можно считать отечественным производителем детских колясок? В России нет конкурентоспособных фабрик в этой сфере — лучшие заводы размещены в Польше и в Китае. Есть ряд российских брендов, успешно реализующих свои наработки на мощностях зарубежных фабрик. Такие коляски пользуются спросом в среднем и эконом-сегменте. Некоторые бренды позиционируют себя как зарубежные, но я считаю, что с развитием интернета, где можно узнать о коляске всё, нет смысла вводить потребителя в заблуждение. Главное — не какая страна указана в описании товара, а репутация, которую бренд зарабатывает годами и на которую влияет огромное количество факторов».

Что важно для родителей?

Детская коляска — это товар, к покупке которого родители относятся особенно внимательно и осторожно: большинство из них понимает, что от качества этой продукции зависят здоровье и безопасность ребенка. «К счастью, молодые родители готовы платить за продукт, в котором они будут уверены. Каждая коляска сейчас может найти своего покупателя, — считает Кирилл Хусеинов (RANT). — При этом наши исследования показали, что на первом месте по-прежнему остается надежность товара, а второе место делят рациональные преимущества и дизайн. Цена не так важна». Кроме того, среди критериев, на которые покупатели обращают внимание, — удобство коляски для малыша и для родителей, ее функциональность, маневренность, компактность и вес. Также есть дополнительные критерии, различающиеся в зависимости от региона. Например, на севере коляска должна быть теплой, а на юге, наоборот, с максимальной вентиляцией и сетчатыми вставками.

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

«Когда-то были популярны трасформеры — большие прогулочные коляски без люльки с вкладышем для новорожденного. Затем модульные системы — маленькие люлечки, а как основа — прогулочная коляска. Сейчас есть тренд на облегченные коляски с небольшими колесами, которые легко складываются. Это модно, но практично ли и удобно ли — большой вопрос», — отмечает Анна Чурилова (Reindeer).

Вообще общемировой тренд на рынке детских колясок — это компактность и универсальность продукции. Тем не менее, по словам Олега Митина (SweeSlee), в России пока сильны старые традиции — чем больше, тем лучше: большой размер коляски, большие колеса, больше аксессуаров в комплекте.

Выбирая коляску, родители всегда обращают внимание и на дизайн продукции. «Внешний вид коляски — это первый импульс. Важно, чтобы нравились модель и цвет. Далее покупатель начинает разбираться в практичности и функциональности изделия, если, конечно, недобросовестный консультант в магазине не успеет продать неудобную, но красивую коляску, — продолжает Анна Чурилова. — После таких неудачных покупок покупатели часто приходят к нам за второй коляской, более удобной в использовании».

В выборе дизайна детской коляски покупатели исходят из собственных предпочтений, а вот полноценно оценить функциональность и удобство без профессиональных сравнительных испытаний всё-таки сложно. Например, находясь в магазине, почти невозможно понять, как коляска перемещается по разным поверхностям, легко ли ей управлять, удобно ли переносить ее по лестницам и т. п.

Чтобы помочь родителям сориентироваться во всем многообразии продукции, представленной на российском рынке, Роскачество ежегодно составляет рейтинг лучших детских колясок. В рамках специальных испытаний учитываются десять параметров: удобство для ребенка, настройка коляски и усаживание ребенка, транспортировка, очистка, система хранения, ежедневное использование, конструкция коляски, маневренность, эргономика, экспертная оценка эргономики. Результаты этих исследований публикуются на сайте Роскачества.

Рынок детских колясок: проблемы и возможности
Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Что мешает развитию рынка?

Экономический кризис не обошел стороной производителей и дистрибьюторов детских колясок. К основным факторам, негативно влияющим на продажи этой продукции, можно отнести падение рождаемости и снижение платежеспособности населения — от этого напрямую зависит емкость рынка. Кроме того, из-за ослабления рубля, увеличения затрат на логистику и комплектующие растет себестоимость товаров.

«Многократный рост цен на доставку импортных продуктов сильно ударил по всем российским производителям вне зависимости от отрасли, но на детских колясках массового сегмента стоимость логистики отражается особенно серьезно, — рассказывает Кирилл Хусеинов (RANT). — Еще одна проблема — рост цен на сырье: металл и пластик дорожают. Увы, из-за всего этого продукция становится менее доступной сначала для нас, а впоследствии и для наших партнеров и покупателей. И наша задача — оправдать рост цен на наши коляски свежими идеями, приятным дизайном и безупречным сервисом».

Детские коляски, представленные на российском рынке, дорожают уже не первый год. Заметный рост стоимости этой продукции начался еще до начала пандемии: по данным исследовательской компании BusinessStat, с 2015 по 2019 год средняя цена детских колясок в рознице повысилась на 32,1%, и ожидается, что до 2024 года ежегодные темпы роста будут составлять 2,2-7,6%.

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Относительно невысокий прогнозируемый прирост розничной цены обусловлен перетеканием спроса в более низкие ценовые сегменты вследствие падения покупательной способности населения. «Повышение стоимости продукции приводит к тому, что всё меньше покупателей могут купить коляски по новым ценам и вынуждены покупать товары более низкого качества, но дешевле или рассматривать вариант покупки б/у коляски», — подтверждает Анна Чурилова (Reindeer).

Действительно, игроки российского рынка детских колясок сегодня конкурируют не только друг с другом, но и с продавцами продукции, бывшей в употреблении. «Б/у товары составляют серьезную конкуренцию новым коляскам, особенно товарам дорогих, качественных брендов, — продолжает Анна Чурилова. — Например, наши коляски, хотя и относятся к среднему ценовому сегменту, являются надежными и долговечными, а потому активно продаются и передаются вторым, третьим владельцам и далее».

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Кирилл Хусеинов (RANT) отмечает, что продажи товаров ведущих брендов на вторичном рынке свидетельствуют о высоком качестве этой продукции: «Представьте, что коляска откатала одного, а то и двух детей и после этого выглядит вполне товарно. Это ли не показатель надежности? На мой взгляд, б/у продукцию нельзя рассматривать только с положительной или отрицательной стороны. Это неотъемлемая часть рынка, которая, к счастью, не мешает, а то и помогает нам развиваться ». С этим согласен Олег Митин (SweeSlee): «Китайская продукция не доживает до вторичного рынка. А качественные коляски европейских брендов отлично продаются после первичной эксплуатации, но объем их продаж ничтожно мал по сравнению с объемом рынка новых дешевых китайских колясок».

Премиум или эконом?

Несмотря на ухудшение экономической ситуации и снижение платежеспособности населения, в России достаточно родителей, готовых и сегодня покупать дорогие европейские коляски. Причем большинство покупателей, выбирающих продукцию премиум-класса, платит за бренды осознанно: потребители внимательно изучают характеристики, функциональность и дизайн — то есть хорошо осведомлены о преимуществах таких колясок.

Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Тем не менее основную долю российского рынка детских колясок занимает продукция средней и низкой ценовой категории. «Более 80% российского рынка детских колясок — это сегмент эконом, — рассказывает Олег Митин (SweeSlee). — С большим перевесом идут китайские коляски. Это типовые продукты с разными логотипами того или иного дистрибьютора. Реальные бренды занимают сегменты средний плюс и люкс. В основном это продукция производителей из Европы и США. Действительно уникальных брендов на рынке не более десятка».

Повышение спроса на недорогую продукцию отмечает Анна Чурилова (Reindeer): «У многих покупателей известный бренд ассоциируется с качеством, но всё больше родителей переходят в ценовой сегмент ниже среднего и даже согласны покупать подержанные товары».

Сертификация — гарантия качества?

По российскому законодательству все попадающие в продажу детские коляски должны быть сертифицированы. Но является ли сертификат гарантией качества и безопасности продукции? Присутствуют ли сегодня в продаже контрафактные товары? Попытаемся разобраться.

Олег Митин (SweeSlee) так оценивает сегодняшнюю ситуацию: «В России сертификация исключительно номинальная, другими словами, это просто подтверждение на бумаге заявленных характеристик. Контрафакт? А что это? Китайцы давно вполне легально подделывают европейские бренды, заменяя название на какое-нибудь похожее или свое».

С тем, что на рынке остро стоит проблема контрафакта, согласен Кирилл Хусеинов (RANT): «Сертификация должна вытеснять из продажи товары, ввезенные в Россию нелегально, однако теневой рынок никуда не ушел: на полки магазинов до сих пор попадают такие изделия, которые не прошли, да и не могли пройти сертификацию. Учитывая, что сейчас на рынке есть три-четыре популярных формы колясок, производители контрафакта часто копируют эти формы. Конечно, такая продукция представляет угрозу для покупателя».

«Если у недобросовестного производителя стоит цель сэкономить на официальном импорте продукции, испытаниях и сертификации, он это сделает — любые барьеры можно обойти», — отмечает Анна Чурилова (Reindeer). Она рекомендует покупателям быть очень внимательными при выборе коляски — чтобы обезопасить себя, надо и сертификаты проверять, и доверять только тем брендам, чья репутация подтверждена реальными отзывами. «Хотите качественную вещь? Покупайте известный бренд у официального поставщика, но это будет недешево», — добавляет Олег Митин (SweeSlee).

Рынок детских колясок: проблемы и возможности
Рынок детских колясок: проблемы и возможности

Онлайн или офлайн?

Сегодня самый динамично развивающийся канал продаж детских колясок в России — это интернет. «Пандемия серьезно изменила расстановку сил на рынке, и даже те родители, которые раньше не думали об онлайн-покупке, теперь пользуются такой возможностью, — рассказывает Олег Митин (SweeSlee). — На маркетплейсы и интернет-магазины приходится более 70% продаж детских колясок. Офлайн живет только за счет реализации складских запасов (то есть за счет наличия товара и широты ассортимента) либо за счет какого-то эксклюзива».

Однако у развития продаж через интернет-площадки есть и другая сторона. «Дистрибьюторы сталкиваются с проблемой, которую создали маркетплейсы и сетевой ретейл: без скидок ничего не продать, а при низкой марже многие компании не выдерживают высокой конкуренции и прекращают свое существование», — продолжает Олег Митин.

Кроме того, маркетплейсы и интернетмагазины не всегда могут предложить покупателям консультации специалистов и сервис, который необходим при покупке крупногабаритных детских товаров. Возможность потрогать и покатать коляску остается преимуществом традиционной розницы. «Модульные коляски всё еще требуют живого тестирования, поэтому их доля в онлайнпродажах растет, но не так явно, как в сегменте прогулочных колясок, — отмечает Кирилл Хусеинов (RANT). — К счастью, магазины не собираются сдаваться маркетплейсам и предлагают такие условия и сервис, которые позволяют сохранить здоровую конкуренцию. Можно даже сказать, что маркетплейсы помогли магазинам стать более ориентированными на собственного клиента».

Что делать рознице?

Офлайн-продажи детских колясок, конечно, имеют свою специфику. Во-первых, они требуют от магазина выделения большой площади как для представления самого товара, так и для проведения покупателем хотя бы минимального тест-драйва. Во-вторых, очень важна квалификация торгового персонала: он должен досконально знать ассортимент представленной продукции и подробно рассказывать покупателям об особенностях и характеристиках каждой модели.

«Главное, чтобы продавцы-консультанты разбирались в том, что они продают, — говорит Анна Чурилова (Reindeer). — Поверьте, единицы могут дать хорошую консультацию и помочь покупателю выбрать именно ту коляску, которая была бы удобна именно в его случае».

«Как правило, родители выбирают коляску в одном магазине не менее часа. И офлайн-ярмарки, популярные в 2018-2019 годы, доказали, что именно высокий уровень консультации позволяет найти ключ к сердцу покупателя», — отмечает Кирилл Хусеинов (RANT).

Что дальше?

Говоря о будущем рынка детских колясок, его игроки указывают на необходимость реализации государственных программ по стимулированию рождаемости и поддержке бизнеса, видят перспективы развития в возможном улучшении экономической ситуации в стране. Хотя прогнозы, конечно, не утешительные.

«В ближайшие пять лет рынок детских колясок будет сокращаться в объеме в связи со снижением численности активного населения. Но это не должно помешать нам производить качественные коляски по доступным ценам», — говорит Анна Чурилова (Reindeer).

«Пока не будет полностью создана инфраструктура для производства и сертификации, никакого развития рынка быть не может, — отмечает Олег Митин (SweeSlee). — А это, к сожалению, невозможно сделать без поддержки государства, так как ни один инвестор в здравом уме не будет вкладывать деньги в индустрию, которая не имеет в России никакой базы — ни сырьевой, ни производственной, ни нормативной ».

При этом Кирилл Хусеинов (RANT) уверен: «Победит производитель, который сумеет не просто продать коляску, а передать молодой семье ценности своего бренда. Мы уже давно продаем не услугу, не товар, а впечатление. И именно оно позволит повысить лояльность тех, кто уже пользовался нашим продуктом, и обратить на нас внимание тех, кто еще не с нами». А это значит, что даже в нынешней ситуации производителям не надо бояться экспериментировать, предлагать покупателям уникальные продукты и развивать свои бренды.

Полные версии интервью с игроками российского рынка детских колясок читайте здесь:

Журнал KIDSOBOZ 2021

скачать PDF

Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Предыдущий материал
Детский рынок вчера, сегодня и завтра
Следующий материал
«Мы стараемся удивлять необычными идеями»

#KIDSOBOZ 2021, #RANT, #Reindeer, #SweeSlee, #детские коляски, #журнал KIDSOBOZ 2021



Новости


Статьи


Другие материалы компании KidsOboz.ru