Случайное KidsФото
1 ЯРКО 491.00
2 Группа компаний «Рики» 351.00
3 Фирма Гамма (Гамма ТД) 340.00
4 Феникс+ 326.00
5 ВЕСНА 318.00
6 Союзмультфильм, Киностудия 304.00
7 BONDIBON \ «Джин» 274.00
8 Хатбер-М 233.00
9 Гранд Экспо 230.00
10 Выставка «Мир детства» (ЗАО «ЭКСПОЦЕНТР») 219.20
11 Издательство "Творческий Центр Сфера" 218.00
12 Рельеф-Центр 210.00
13 "ФК "ФОРУМ" 199.00
14 Мельница, лицензионное агентство 194.00
15 BODO 188.00
16 Шэвуш (BADA BOOM) 169.00
17 РОКСИ (Roxy-Kids) 156.00
18 ТМ G′n’K (Ариадна-96) 155.00
19 Профессиональные выставки 154.00
20 Lassie 148.00
Все участники рейтинга компаний →
Спецпредложения
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
МИКРОСКОП с
1 895 РУБ
Обучающая настольная
Обучающая настольная
Обучающая настольная
865 РУБ
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
Трехуровневая детская
401 РУБ
10 сентября 2021

Как формировать ассортимент, чтобы товарных остатков было не больше 10%

Как формировать ассортимент, чтобы товарных остатков было не больше 10%

Многие ритейлеры хотя бы раз оказывались в ситуации, когда на складах скапливается много товарных остатков. Чаще всего это большие и маленькие размеры, иногда — одежда из новой коллекции, частично повторяющая ассортимент старой.

Остатки — это нормально, они закладываются в бюджет, но только когда их около 10%. Доля в 20–30% уже становится поводом для беспокойства. Откуда они берутся? Что с ними сделать? Как быть? Вариантов немного: или копить на складах, или пытаться распродать. И другой вариант: сделать так, чтобы их вовсе не образовывалось сверх нормы, то есть — грамотно подходить к формированию ассортимента магазина.

Но начать стоит с другого: с понимания, почему в магазине остаётся нераспроданный товар.

5 причин больших товарных остатков

Почему остаётся много вещей? В большинстве случаев — потому что произошла ошибка в закупках. Реже — потому что изменились вкусы людей или поменялась погода. В последних случаях ничего сделать нельзя, это объективная проблема, форс-мажор, заложенный в бюджет. Но чаще всего проблемой становится недостаток анализа, и это как раз можно предотвратить.

Основные причины проблем с остатками включают в себя:

1) слишком большую закупку;

2) ошибки в прогнозировании продаж;

3) низкую оборачиваемость;

4) непонимание целевой аудитории и её ценовых предпочтений;

5) вытеснение новым товаром того, который уже есть в ассортименте, т. н. «товарный каннибализм».

Если присмотреться, станет понятно, что каждая из этих проблем решается планированием: оценкой целевой аудитории и её возможностей, а также формированием ассортимента.

Как сформировать ассортимент, чтобы обойтись без остатков?

Правильное формирование ассортимента — первостепенная задача прибыльного магазина. Он привлекает внимание покупателей, делает их покупки комфортными, а опыт — позитивным. В магазин, где есть всё, и где клиенту удалось приобрести хорошие вещи, приятно возвращаться.

Кроме того, правильный подход к ассортименту позволяет снизить убытки, а именно: снизить товарные остатки.

Практически всегда их основа — вещи маленького или большого размеров. Покупатели приходят в магазин, берут «средние» размеры, а невостребованные остаются висеть и впоследствии оседают на складах нераспроданными.

Такое случается, если закупать всю размерную сетку «частоколом» — каждого товара по одинаковому количеству.

Вместо этого следует использовать принцип «размерной горки», когда востребованные размеры закупаются в больших количествах, чем менее востребованные. Однако и тут нужен анализ: прежде чем формировать горку, нужно изучить, доля каких размеров не превышает в продажах 5%. Такие товары рекомендуется сократить, чтобы из них не формировались остатки.

Итак, принцип формирования ассортимента такой:

  • определение общего товарного запаса — с учётом скидок, товарного остатка, различных акций;
  • учёт наценки;
  • определение закупочного бюджета;
  • расчёт количества единиц и глубины ассортимента.

В результате этих манипуляций вы будете знать, сколько единиц товара заказывать, и сколько штук выпадет на каждый размер.

Следующий этап — перераспределение количества исходя из востребованности одних размеров и невостребованности других. К примеру, вы планируете закупить 10 единиц товара, но если изначально эти 10 единиц равномерно «частоколом» распределялись по всей размерной сетке, то теперь следует выделить большее количество на средние размеры, а меньшее — на большие и маленькие, пользующиеся низким спросом. Возможно, от какого-то размера имеет смысл отказаться — например, если его доля в продажах не превышает пары процентов.

«Размерные горки» также позволяют избавиться от пёстрых штучных товаров, неэстетично выглядящих в раскладке, и работать более капсульно. Капсульный гардероб всегда продаётся лучше.

Как понять, какие размеры менее популярны?

В ритейле самый действенный способ узнать что-либо — спросить у людей напрямую. Например, так нужно делать, чтобы выяснить мнение целевого клиента о сервисе или ассортименте, и так нужно делать, чтобы узнать, как обстоят дела в магазине. Здесь источниками данных выступают продавцы — у них проще всего узнать, какие размеры самые популярные.

Подкрепляются эти данные самой простой статистикой продаж по размерам. Если доля размера систематически ниже 5%, имеет смысл или сократить его (раньше брали 3 единицы товара, в следующий раз возьмите 1 единицу, а оставшиеся 2 перебросьте на более востребованные размеры), или убрать совсем.

Как избавиться от товарных остатков, если они уже есть?

Любую проблему проще предотвратить, чем решить, но если остатки появились, то с ними действительно нужно что-то делать. Самое простое — провести распродажу со следующим распределением скидок:

  • неликвид — до 80%;
  • текущий сезон — до 50%;
  • остальное — до 70%.

Со скидками нужно продавать 50–60% ассортимента, чтобы у покупателя не возникло ощущения, что его обманывают. «Скидочное» исключение составляет только база или ликвидный сток, который вывешивается параллельно новой коллекции. Скидки на него лучше не делать, чтобы не перетягивать внимание с новых товаров на другие, более дешёвые.

Оповещать покупателей о распродажах можно как обзвонами, так и смс-оповещениями. Также важно готовить к распродажам персонал, чтобы они не забыли переклеить ценники и были готовы ответить на вопросы. О скидочных позициях можно оповещать покупателей по громкой связи в самом торговом зале.

Однако проблемы с остатками намного проще и дешевле предотвратить, грамотно подходя к формированию ассортимента. Правильные «размерные горки» просто не допустят появления больших товарных остатков.

В ритейле абсолютно всё требует качественного и постоянного анализа: интересы ЦА, их мнение о сервисе, актуальность ассортимента, востребованность тех или иных позиций. Здравый подход позволит выйти на отличные результаты — и сделать магазин очень прибыльным. 

Информация о бренде:
Приверженность качеству, современным материалам и внимание к дизайну, - вот что позволяет создавать новаторскую продукцию, сочетающую высокую функциональность и передовые тенденции моды/... подробнее →

 
Комментарии
К этому материалу пока нет комментариев, ваш будет первым.
Обсудить материал
Автор: Email:
Код*:
Введите символы, указанные
на картинке справа. Обновить.


Поставить свой Like
в любимых социальных сетях

Предыдущий материал
Чем полезна любимая кукла или игрушка в школе?
Следующий материал
«Мы будем поддерживать и продвигать российских производителей»

#G`n`K, #полезная_информация, #советы_для_ОПТа